Перечень нормативных правовых и инструктивно-методических материалов по формированию и развитию системы независимой оценки качества образования:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 95 «Независимая оценка качества образования»)
2. Постановление Правительства РФ от 30.03.2013 г. № 286 «О формировании независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги»
3. Постановление Правительства РФ от 05.08.2013 № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией»
5. Методические рекомендации по проведению независимой системы оценки качества работы образовательных организаций (утверждены 14 октября 2013 года).
6. Приказ Минобрнауки России от 05.12.2014 №1547 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность»
12.03.2020
Что понимается под независимой оценкой качества образования?
Независимая оценка качества образования направлена на получение сведений об образовательной деятельности, о качестве подготовки обучающихся и реализации образовательных программ.
Независимая оценка качества образования включает в себя:
1) независимую оценку качества подготовки обучающихся;
2) независимую оценку качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность. (Статья 95, № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года)
Цель проведения независимой оценки качества образования
Независимая оценка качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется в целях предоставления участникам отношений в сфере образования информации об уровне организации работы по реализации образовательных программ на основе общедоступной информации. (Статья 95.2, № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года)
Критерии по которым осуществляется независимая оценка качества образования
1. Открытость и доступность информации об организации
Данный критерий означает возможность получения гражданами требуемой информации об организации в удобной форме и с понятным содержанием.
Показатели критерия
- Полнота и актуальность информации об организации, осуществляющей образовательную деятельность (далее - организация), и ее деятельности, размещенной на официальном сайте организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть Интернет) (для государственных (муниципальных) организаций - информации, размещенной в том числе на официальном сайте в сети Интернет www.bus.gov.ru)
- Наличие на официальном сайте организации в сети Интернет сведений о педагогических работниках организации
- Доступность взаимодействия с получателями образовательных услуг по телефону, по электронной почте, с помощью электронных сервисов, предоставляемых на официальном сайте организации в сети Интернет, в том числе наличие возможности внесения предложений, направленных на улучшение работы организации
- Доступность сведений о ходе рассмотрения обращений граждан, поступивших в организацию от получателей образовательных услуг (по телефону, по электронной почте, с помощью электронных сервисов, доступных на официальном сайте организации).
Для измерения этих показателей используются балльная система (от 0 до 10 баллов). Разработкой методики и инструментария проведения оценки занимается организация-оператор.
2. Комфортность условий предоставления социальных услуг и доступность их получения
Данный критерий определяются уровнем материально-технического обеспечения организации; территориальным расположением организации, в том числе относительно остановок общественного транспорта; перечнем предоставляемых услуг и используемыми технологиями их предоставления; удобством организации внутреннего пространства, где предоставляются услуги; условиями, созданными для людей с ограниченными возможностями и прочим.
Показатели критерия
- Материально-техническое и информационное обеспечение организации.
- Наличие необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся.
- Наличие возможности развития творческих способностей и интересов обучающихся, включая их участие в конкурсах и олимпиадах (в том числе во всероссийских и международных), выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях.
- Условия для индивидуальной работы с обучающимися.
- Наличие дополнительных образовательных программ.
- Наличие возможности оказания психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся.
- Наличие условий организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
Для измерения этих показателей используются балльная система (от 0 до 10 баллов).
3. Доброжелательность, вежливость, компетентность работников организации
Данный критерий предполагает оценку профессиональных и личностных качеств работников организаций социальной сферы.
Показатели критерия
- Доля получателей образовательных услуг, положительно оценивающих доброжелательность и вежливость работников организации от общего числа опрошенных получателей образовательных услуг.
- Доля получателей образовательных услуг, удовлетворенных компетентностью работников организации, от общего числа опрошенных получателей образовательных услуг.
Для измерения этих показателей используется процентная система (от 0 до 100 %)
4. Удовлетворенность качеством оказания услуг
Данный критерий определяется на основе изучения мнений потребителей услуг с использованием прямого вопроса на тему об удовлетворенности качеством полученных услуг по различным аспектам.
Показатели критерия
- Доля получателей образовательных услуг, удовлетворенных материально-техническим обеспечением организации, от общего числа опрошенных получателей образовательных услуг.
- Доля получателей образовательных услуг, удовлетворенных качеством предоставляемых образовательных услуг, от общего числа опрошенных получателей образовательных услуг.
- Доля получателей образовательных услуг, которые готовы рекомендовать организацию родственникам и знакомым, от общего числа опрошенных получателей образовательных услуг.
Для измерения этих показателей используется процентная система (от 0 до 100 %)
Участники независимой оценки качества образовательной деятельности
1. Организация-оператор обеспечивает:
- разработку нормативно-правовой базы НОК ОД;
- формирование списка экспертов регионального и муниципального уровня;
- организацию и проведение семинаров для образовательных организаций, утвержденных Общественным советом для проведения НОК ОД;
- организацию и проведение курсовой подготовки региональных и муниципальных экспертов; — сбор, обобщение и анализ результатов НОК ОД;
- подготовку и предоставление в Министерство образования и Общественный совет Калининградской области аналитического отчета о результатах независимой оценки качества образовательной деятельности.
2. Образовательные организации обеспечивают:
- формирование экспертного сообщества в образовательной организации (далее эксперты ОО) — осуществляется в соответствии с методическими организациями — регистрацию экспертов от образовательной организации на СПО- портале;
- размещение сведений о проведении НОК ОД на сайте организации;
- проведение и размещение на сайте образовательной организации самооценку деятельности образовательной организации по показателям критерия 1 и 2.
- Разрабатывают и выносят на сайт образовательной организации планы мероприятий по улучшению качества деятельности организаций и анализ их исполнения.
3. Региональные эксперты:
- проходят регистрацию на СПО-портале (http://edu39.spo-portal.ru);
- проводят оценку деятельности образовательных организаций согласно показателям критерия 1 на СПО-портале;
- заносят результаты оценки деятельности по показателям критерия 2 на СПО-портал.
4. Муниципальные эксперты (органы местного самоуправления):
- проводят оценку деятельности образовательной организации согласно показателям критерия 2;
— представляют оператору сводные планы мероприятий по улучшению качества деятельности подведомственных муниципальных организаций и анализ их исполнения.
5. Эксперты от образовательных организаций:
- регистрируются на СПО-портале;
- проводят оценку деятельности образовательной организации по показателям критерия 3 и 4.