08.02.2019
Консультация для родителей ДОУ на тему: «Психологическое здоровье дошкольника и телевидение»
Трудно представить жизнь современной российской семьи без телевизора.
Телевидение – это окно во внешний мир, и при разумном подходе оно может выполнять функции образовательного, развлекательного и воспитывающего характера.
Дошкольники от 4 до 6 лет смотрят телевизор в среднем от 1 до 4 часов в день, при этом наибольшее количество времени приходится на вечер – с 18 до 22 часов. Обращает на себя внимание тот факт, что домашние дети находятся у экранов телевизоров в два раза больше, чем их сверстники, посещающие детский сад, то есть привычку постоянного просмотра телевизионных программ дети приобретают с помощью родителей, прежде всего неработающих.
Возможно, мы услышим голоса оппонентов: «Ну и в чём проблема? Телевидение – это окно в мир! Пусть знакомятся с современной действительностью!» Отвечая на этот вопрос, зададимся целью понять, что видят дети через это окно.
Во-первых, необходимо учитывать особую впечатлительность детей и способность детской психики к внушению.
Чувства опасности, ужаса возникают у ребёнка в результате просмотра таких кинокадров, как надвигающийся на зрителей поезд, убийство внутри закрытого помещения, громкий напряжённый звук сердцебиения с экрана и т.п. Защищаясь от неприятных эмоций, ребёнок вытесняет их в бессознательную часть психики. Взрослый может сразу и не заметить каких-либо явных изменений в поведении сына или дочери, однако страшные образы или звуки, которые воспринимает ребёнок с экрана, могут беспокоить его в виде снов, повышенной тревожности или невротических симптомов.
Во-вторых, нельзя забывать об эффекте привыкания и заразительности агрессивного поведения.
Постоянный просмотр сцен насилия притупляет эмоциональные чувства детей, они привыкают к жестокости, становятся равнодушными к человеческой боли.
Можно предположить, что бездуховность и особая жестокость современных подростков во многом связана с эмоциональными и нравственными эталонами, которые были сформированы у них обществом, и прежде всего телевидением. По мнению психологов, при виде экранных драк у юных телезрителей развивается определенный, ещё не осознанный сценарий агрессивного поведения. Однако, столкнувшись с трудностями во взаимоотношениях с людьми, ребёнок вспоминает тот способ агрессии, который он видел на экране, и начинает действовать так же.
В-третьих, настораживает романтизация отрицательных героев художественных фильмов.
Романтизация негативного образа жизни приводит к формированию у ребёнка соответствующих нравственных образцов поведения. Иногда родители считают, что дети воспринимают фильм так же, как и взрослые. Однако это не соответствует действительности. Мышление дошкольника наглядно-образное. Он улавливает лишь основную линию сюжета и конкретное поведение действующих лиц. Ребёнку недоступно понимание мук совести или душевных метаний героев фильма, следовательно, он не видит и не осознаёт несоответствия их поступков и слов. Именно поэтому ребёнок копирует не благородные слова героя, а его конкретные действия.
В-четвёртых, необходимо отметить, что современное телевидение не способствует умственному развитию детей.
На долю развивающих программ отводится от 1,5 до 3 процентов эфирного времени (сравним с рекламой – ей представляется 23 процента). На экране практически отсутствуют передачи, ориентированные на детей дошкольного возраста. Исключение составляет программа «Спокойной ночи, малыши!», однако и в ней не учитываются особенности детской психики. Кроме того, телевидение способствует интеллектуальной пассивности детей. Информация подаётся в готовом виде, она не требует усилий воображения и анализа. Большинство родителей отмечают: дети не хотят, чтобы им читали книги, они предпочитают смотреть эти сказки по видео. Но и для родителей значительно удобнее поставить для просмотра диск, чем тратить время на книгу. В результате не происходит обсуждение сказки, у ребёнка не развивается стремления самом научиться читать. Такой подход тормозит развитие психических функций детей: замедляется развитие речи и мышления, нет стимула для формирования воображения и, что очень важно, нет тесного эмоционального контакта ребёнка с родителями.
Это, казалось бы, лёгкий путь в воспитании приводит к плачевным последствиям при поступлении детей в школу. Они не приучены к книге, не могут сконцентрироваться на тексте, у них не развита связная речь.
Мы не призываем исключить телевидение из жизни дошкольников. Ведь с помощью этого окна в мир можно сформировать понятия о добре и зле, справедливости и дружбе. Мы призываем обратить внимание на те подводные камни, которые вызывают тревогу у педагогов и психологов.
Рекомендации для родителей.
• Не поддавайтесь искушению облегчить себе жизнь, усадив малыша перед телевизором и занявшись в это время своими делами. Помните, что психика ребёнка формируется в совместной деятельности со взрослым.
• Чётко регламентируйте просмотр ребёнком телепрограмм. Максимальное количество времени у экрана не должно превышать возрастные нормы (при просмотре художественной сказки в старшем дошкольном возрасте от 15-20 минут до 1 часа в день).
• Оградите ребёнка от просмотра рекламы, информационных программ, а также художественных фильмов, ориентированных на взрослую аудиторию.
• Обсуждайте с ребёнком сюжеты просмотренных фильмов. Важно понять, что он думает, чувствует, как бы поступил в той или иной ситуации. Научите ребёнка анализировать и оценивать поступки и понимать чувства других людей.
Таким образом, признавая огромную роль телевидения в жизни каждого человека, мы должны помнить о той ответственности, которая лежит на взрослых: сделать всё возможное, чтобы исключить негативное влияние информационного потока на психику ребёнка.
15.03.2019
Что такое
агрессия?
Агрессия – это физическое или
вербальное (словесное) поведение,
направленное на причинение вреда кому-либо.
Как агрессивность проявляется у детей?
-
Злость и возмущение в отчаянном плаче младенца, причина которых проста:
неудовлетворены физиологические потребности ребенка. Агрессивная реакция в этом
случае - это реакция борьбы за выживание.
-
Вспышка ярости и физическое нападение на сверстника, конфликты из-за
обладания игрушками у малыша 1,2-5 лет. Если родители в этом возрасте относятся
нетерпимо к его поведению, то в результате могут сформироваться символические
формы агрессивности: нытье, непослушание, упрямство и др.
-
Крик, плач, кусание, топанье ногами у ребенка 3-х лет, которые связаны
с ограничением его “ исследовательского инстинкта’’, с конфликтом между
ненасытной любознательностью и родительским «нельзя».
-
Драчливость у мальчика, плач, визг у девочек дошкольного возраста.
Мальчики в этом возрасте проявляют больше агрессивных тенденций, чем девочки,
так как последние боятся их проявления из-за страха наказания. В то время как к
агрессии мальчиков окружение относится более благосклонно и терпимо.
-
В младшем школьном возрасте наиболее часты акты физического нападения у
мальчиков и более «социализированные» формы агрессии у девочек: оскорбление,
дразнилки, соперничество.
- У подростков – мальчиков продолжает доминировать физическая агрессия (нападения, драки), а у девочек – негативизм и вербальная агрессия ( сплетни, критика, угрозы, ругань ).
Всегда ли это плохо?
Не всегда. В агрессивности
есть свои положительные, здоровые черты, которые необходимы для жизни.
Это-настойчивость, упорство в достижении цели, стремление к победе, преодоление препятствий. Поэтому воспитательные мероприятия должны быть направлены не на полное исключение агрессивности из характера детей, а на ограничение и контроль ее отрицательных черт, и поощрение ее положительных проявлений.
Причины детской агрессивности.
Агрессия может возникать в
следующих случаях:
-
как реакция на фрустрацию. Это попытка преодолеть препятствие на пути к
удовлетворению потребностей, достижению эмоционального равновесия.
-
как крайняя мера, когда ребенок исчерпал все другие возможности для
удовлетворения своих нужд.
-
Как «выученное» поведение, когда ребенок поступает агрессивно, следуя
образцу (поведение родителей, литературных, кино- и телегероев).
Также на проявление агрессивности влияют биологические факторы
(особенности нервной системы, наследственность, биохимические факторы).
Когда нужна
помощь специалиста?
Специального вмешательства требуют два типа
агрессивности ребенка:
Первый - когда ребенок старше пяти лет
получает удовольствие, мучая других детей и животных. Такой тип редок, но
всегда требует специального лечения у психоневролога.
Второй – гиперактивный ребенок. Такой
ребенок беспокоен, агрессивен, все и вся задевает, за ним тянется «шлейф»
разрушений и обид. Поведение такого ребенка отличается импульсивностью,
необдуманными поступками, нарушением запретов. Такой ребенок может быть в душе
любящим, великодушным, милым, но биохимический дисбаланс коры головного мозга
делает его поведение сверхактивным. Такой импульсивный ребенок – предмет забот
врача, который может предписать нужные лекарства.
Предупреждение агрессивности
Лучший способ избежать
чрезмерной агрессивности в ребенке – проявлять к нему любовь. Нет малыша,
который чувствуя себя любимым, был бы агрессивным.
-
Родители должны постараться понять причины агрессивного поведения
ребенка и устранить их.
-
Давайте ребенку возможность выплескивать свою энергию. Пусть он
порезвится один или с приятелем. Не давайте сверхреактивному ребенку сидеть без
дела. Пусть его энергия расходуется в «мирных» целях: спорт, научные кружки,
«мастерилки» и т.п..
-
Исключите просмотр фильмов и телепередач со сценами насилия и
жестокости.
-
Помогите ребенку найти друзей, научите его общаться с ровесниками. В
совместных занятиях дети быстрее усвоят нормы общепринятого поведения.
-
Не прибегайте к физическим наказаниям.
-
Показывайте ребенку личный пример эффективного доброжелательного
поведения. Не допускайте при нем вспышек гнева и ярости, оскорблений своих
коллег, разработок планов ,,мести,,.
Лечение агрессивности
Для лечения
агрессивности годятся примерно те же способы, что и для предупреждения. Для
ребенка такого типа одно лишь ласковое слова может снять его озлобление. Не
считайте такого ребенка ,,испорченным,,. Если вы начинаете так думать, у вас
может возникнуть чувство отчуждения, непринятие ребенка. Это обязательно
почувствует и он, а ощущение одиночества среди самых близких может привести к
тому, что ребенок станет очень трудным.
От
агрессивности больше всего страдает сам ребенок: он в ссоре с родителями, он
теряет друзей, он живет в постоянном раздражении, а часто и страхе. Все это
делает ребенка несчастным. Забота и тепло для такого ребенка лучшее лекарство.
Пусть он в каждый момент времени почувствует, что родители любят, ценят и
принимают его. Пусть ребенок видит, что он нужен и важен для вас.